3.1 Основы планирования перевозок. Порядок разработки и выполнения оперативных планов
С переходом к экономическим методам управления качественно изменились принципы и методы планирования. Они утратили свое директивное содержание и стали важным экономическим рычагом воздействия на производственные процессы на железнодорожном транспорте. В современных условиях планирование направлено на оптимальное использование подвижного состава и других технических средств железнодорожного транспорта, предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта.
Потребовалась корректировка системы планирования перевозок грузов для того, чтобы в максимальной степени учесть как реальные потребности грузоотправителей и грузополучателей в перевозках, так и технические и технологические возможности железнодорожного транспорта.
В Уставе учтены особенности рыночных взаимоотношений между грузоотправителями и грузополучателями и необходимость быстрого удовлетворения потребности в перевозках. Между грузоотправителем (заказчиком) и перевозчиком (исполнителем) заключаются договора об организации перевозок, предусматривающие объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, взаимные обязательства за исполнение договора.
Переход на долгосрочные ответственные договоры с грузоотправителями создал основу для составления прогноза деятельности железных дорог и стратегии их развития.
В соответствии с требованиями Устава изменилась и система планирования перевозок грузов. Подача транспортных средств под погрузку производится по заявкам грузоотправителей, представляемых в удобное для них время. Для решения этой задачи в Уставе установлены новые сокращенные сроки подачи грузоотправителями заявок, которые обусловлены реальным минимально необходимым временем на регулирование вагонного парка на сети железных дорог для своевременного обеспечения заявок грузоотправителей перевозочными ресурсами. Установленные Уставом минимальные сроки предоставления заявок на перевозку грузов требуют от грузоотправителей более детальной информации об условиях и участниках перевозки, которая необходима для ускорения процесса согласования. Особенно это важно, когда перевозки осуществляются на экспорт или в прямом смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта.
Порядок приема заявок на перевозку грузов регламентирован статьей 11 Устава и Правилами приема заявок на перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
В соответствии со статьей 11 Устава для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чам за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты. Заявки на перевозки грузов представляются в трех экземплярах, каждый из которых подписывается грузоотправителем, заверяется печатью, применяемой при финансовых операциях.
Неправильно оформленные заявки на перевозки грузов к рассмотрению не принимаются.
При отправлении грузов с железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, заявка представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем пять дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем десять дней при перевозках в международном и смешанном сообщении, а также, если пункта-
ми назначения указаны порты, возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Форма бланков заявки на перевозку грузов в вагонах и контейнерах позволяет обеспечивать автоматизированную обработку данных заявки и является единой для всех грузоотправителей.
Грузоотправители представляют отдельную заявку на перевозку грузов по каждой железнодорожной станции отправления, по каждой номенклатурной группе груза с указанием точного наименования груза, по признакам отправки, по признакам принадлежности вагонов, контейнеров, по видам сообщений с подведением итоговых данных в целом по заявке.
В заявке на перевозку грузов указывается срок ее действия, который не должен превышать 45 дней. Порядок заполнения отдельных граф заявки изложен в Правилах приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Начальник станции отправления совместно с грузоотправителями не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, точное наименование подлежащих предъявлению к перевозке грузов, наименование станции назначения.
Принятая заявка подлежит выполнению в точном соответствии с содержащимися в ней условиями. Отступление от них возможно только в случае, предусмотренном Уставом. Просьба о внесении изменений в принятую заявку на перевозку грузов представляется грузоотправителем перевозчику в письменном виде. Перевозчик рассматривает такую просьбу и по согласованию с владельцем инфраструктуры может внести изменения в согласованные заявки.
За внесение перевозчиком по инициативе грузоотправителя изменений в принятые заявки, касающиеся перераспределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения, в том числе в международных и смешанных сообщениях, а также за изменение железнодорожных станций отправления перевозчик взимает с грузоотправителя сборы, установленные статьей 11 Устава.
Грузоотправитель может не менее чем за 2 дня до дня погрузки отказаться от выполнения заявки полностью или частично, что не освобождает его от уплаты штрафа, но его размер снижается на одну треть.
Данные принятых заявок на перевозки грузов заносятся в учетную карточку формы ГУ-1 (табл. 10.1), которая ведется уполномоченным представителем перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю и по каждому наименованию номенклатурной группы груза. Учетные карточки на перевозку грузов в универсальных контейнерах ведутся отдельно по каждому виду контейнера. Учетная карточка подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых отчетных суток, либо суток, установленных для погрузки грузов в соответствии с принятой заявкой. При отказе грузоотправителя от подписания учетной карточки станцией составляется акт общей формы. Порядок ведения учетной карточки определяется Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При ее ведении следует обратить внимание, что поданными вагонами, контейнерами считаются: порожние вагоны, контейнеры, поданные в отчетные сутки (в том числе в порядке сдвоенной операции), которые исходя из технологического времени, приведенного в правилах обслуживания железнодорожных подъездных путей, могут быть погружены грузоотправителем в данные сутки; вагоны, контейнеры, оставшиеся не загруженными в предыдущие сутки; вагоны, контейнеры, поданные железной дорогой без учета возможности обеспечения грузоотправителями их погрузки до истечения отчетных суток, но погруженные грузоотправителем до окончания отчетных суток. Результаты подведения итогов выполнения заявки уполномоченный представитель перевозчика сообщает грузоотправителю в течение 5 дней после окончания последних суток, предусмотренных в заявке.
Выполнение заявки в отношении грузов, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах (контейнерах) и тоннах, производится путем сопоставления итогов соответствующих граф. При этом устанавливается количество не загруженных по вине перевозчика и грузоотправителя вагонов, контейнеров, а также величина общего невыполнения заявки в тоннах, допущенных по их вине. Величина общего невыполнения заявки в тоннах определяется путем умножения числа незагруженных вагонов, контейнеров на величину статической нагрузки, исчисляемой путем деления количества тонн на количество вагонов, контейнеров.
По результатам проведенного учета выполнения заявки, а также причин ее невыполнения, заполняется часть вторая учетной карточки «Ответственность за невыполнение принятой заявки, начисленная на: грузоотправителя, перевозчика».
За непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения (с учетом произведенных в заявке изменений) на грузоотправителя начисляется перевозчиком сбор, предусмотренный статьей 94 Устава. По грузам, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, сбор за непредъявление груза для перевозки на железнодорожную станцию назначения определяется исходя из результата умножения количества непогруженных вагонов на величину статической нагрузки. Сумма сбора заносится в часть вторую учетной карточки.
В Правилах составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом приведены примеры определения количества непогруженных вагонов по вине перевозчика и по вине грузоотправителя, а также образцы подведения итогов выполнения заявки.
При невыполнении заявки на перевозку грузов вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой было прекращено осуществление основной его производственной деятельности, грузоотправителем должна быть представлена копия акта об аварии, составленная соответствующими органами государственного контроля (надзора), и приложена к учетной карточке.
Обстоятельства, предусмотренные в статье 29 Устава, вызвавшие временное прекращение либо ограничение перевозки грузов, запрещение производства погрузочно-разгрузочных работ и послужившие причиной невыполнения принятой заявки на перевозку грузов, должны быть зафиксированы совместным актом, подписанным начальником станции отправления и руководителем организации-грузоотправителя с приложением к учетной карточке необходимых документов, подтверждающих указанные обстоятельства.