За минувший год конъюнктура рынка сбыта отечественной железнодорожной техники и смежных технологий за рубеж существенно изменилась в условиях введенных против России санкций.
Перемены затронули экспорт во многих областях, включая географию поставок, логистику и номенклатуру продукции. Своим мнением об этих изменениях и перспективах на глобальном рынке
с «Техникой железных дорог» поделились эксперты и представители отрасли.
Группа ТМХ на протяжении многих лет
вносит весомый вклад в развитие гражданского неэнергетического высокотехнологичного экспорта Российской Федерации.
За последние пять лет за рубеж было поставленопродукциинасуммуболеечем142млрд
рублей.
Традиционными и стабильными рынками для компании являются граничащие с
Россией страны с железнодорожной колеей
1520 мм –Азербайджан, Армения, Беларусь,
Казахстан, Монголия и Узбекистан. В последние годы впервые был реализован ряд проектов развития экспорта в таких странах, как
Грузия, Египет, Индия, Киргизия и Туркменистан. Номенклатура поставляемой продукции включает в себя локомотивы, пассажирские вагоны, поезда метро, электропоезда,
а также запчасти и компоненты для обслуживания техники.
Холдинг активно продолжает работу по
обеспечению технологического суверенитета России. В прошлом году была проведена масштабная и кропотливая работа по поиску альтернативных комплектующих для
производства подвижного состава. Выполнена замена порядка 7 тыс. наименований
импортных комплектующих на отечественные на всей технике. На сегодняшний день
нет ограничений для стабильного выпуска
любой продукции из продуктового портфеля компании.
Группа ТМХ продолжает успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями подвижного состава как на территории пространства 1520, так и на мировом
рынке.
В Египте в дополнение к контракту на
поставку 1 350 пассажирских вагонов общей
стоимостью более 1 млрд евро, заключенному по итогам международного тендера в
2018 году, в 2022–2023 годы был подписан
пакет соглашений, предусматривающих дополнительную поставку 50 вагонов с зонами
для вендинговых автоматов и организацию
12-летнего технического обслуживания вагонного парка на сумму 430 млн евро.
В апреле 2023 года одержана победа в
международном тендере Индийских железных дорог на производство, поставку и
долгосрочное сервисное обслуживание 120
шестнадцати вагонных (всего 1 920 вагонов)
электропоездов дальнего следования общей
стоимостью до 6,5 млрд долларов. Ценовое
предложение консорциума, в который входила Группа ТМХ ,признали предпочтительным, при этом участниками конкурса было
большинство мировых производителей этой
техники.
В настоящее время Группа ТМХ продолжает переговоры с рядом стран Африки, Юго Восточной Азии и Ближнего Востока, в которых есть высокий спрос на локомотивы,
дизель-поезда и пассажирские вагоны. При
этом совместно с российскими институтами
развития,такимикакРЭЦ,ВЭБ.РФ,ФРП,компанияпредлагаетнарынкахсбытакомплекснуюмодельпоставки и сопровождения продукции на жизненном цикле, включающую
предоставление льготного финансирования
поставщика, субсидирование части затрат на
создание сервисного центра в стране поставки и другие преференции.